Методики раннего развития

Очень часто современные родители начинают задумываться о развитии и воспитании своего будущего ребенка еще на этапе беременности. Мамы и папы с жаром обсуждают, кем будет их ребенок, когда вырастет, и спорят о том, куда же его надо отдать в первую очередь. А малыш тем временем растет и развивается согласно законам природы, он и не догадывается, что его родители уже все давно за него решили. Но что бы ни придумали мама и папа, ясно одно – они хотят лучшего для своего ребенка, соответственно, это никак не может ему навредить. Напротив, малыш будет рад такой помощи и участию в его судьбе, даже самое маленькое зернышко, посеянное в благодатную почву, принесет огромные плоды. Ребенок будет развиваться в любом случае, даже у самых равнодушных родителей, это закон природы, вопрос только в том, как быстро и насколько интенсивно это будет происходить.

Движение есть жизнь. Именно маленький ребенок, как никто другой, может наглядно это демонстрировать. Ведь он еще ничего не умеет, у него есть только определенный набор рефлексов, оперируя которыми, он совсем скоро превратится из маленького беспомощного комочка в разумного, мыслящего, умеющего делать выводы человечка. И в этом ему поможет именно двигательная активность. Поэтому очень важно с самого рождения давать малышу свободу действий, не пеленать его, а оставлять ручки и ножки свободными. Дайте ребенку почувствовать себя взрослым человеком и совсем скоро он им станет. Чем свободнее он будет себя чувствовать, тем быстрее это произойдет. Именно физическая активность малыша в первые полгода его жизни является главным двигателем интеллектуального, эмоционального и психического развития. И именно поэтому авторы различных методик детского развития до 6 месяцев жизни малыша рекомендуют делать акцент именно на его физическом развитии.

Глен Доман, как и многие другие авторы, предлагает с самого раннего возраста развивать и поощрять врожденные рефлексы. Вздрагивание и хаотичные движения ручками и ножками, как ни странно это покажется нашим бабушкам, развивают малыша. В первом случае он учится реагировать на внешние звуки и явления, в последствии это приведет к навыку делать выводы, во втором – развивается мускулатура, тренируется координация. Оставляйте ручки ребенка открытыми, касаясь пальчиками одежды, одеяльца, игрушек, своего лица, малыш тоже получает информацию, учится ее воспринимать и обрабатывать, любой тактильный контакт подает сигнал в мозг. Известно, что наш мозг работает и развивается только при интенсивной нагрузке на него. Поэтому малышам она тем более важна.

Развивайте вестибулярный аппарат ребенка, для этого несколько раз в день покачивайте, кружите его. Можно положить ребенка животиком на свое плечо и аккуратно покружиться. Возьмите ребенка одной рукой под ягодички, пальцами придерживая спинку, а другой рукой под головку, держа его так перед собой, покачайте малыша вверх – вниз, вправо-влево, покружите вокруг себя. Можно прижать ребенка к груди, держа его в вертикальном положении и слегка попрыгать, перемещаясь при этом в пространстве. Привлекайте папу, любящего полежать на диване. Лежа на спине и держа ребенка под мышки, можно поиграть с ним в самолетик, малыш будет летать, совершая круговые движения, то лицом к папе, то боком, то вверх – вниз ракетой. Хорошо, если папа будет сопровождать полет самолета различными звуками, изображая работу двигателей, шумовой эффект очень понравится малышу, более того, это будет развивать речевые навыки. Можно положить малыша на подушку и поднимая ее поочередно то за один конец, то за другой, как бы перекатывать его тельце с одного бока на другой. То же самое можно делать, перемещая вверх-вниз поочередно головку и ножки малыша.

Продолжайте развивать хватательный рефлекс. Вложите малышу в ладошки большие пальцы рук, он крепко их сожмет, придерживая своей рукой кулачки ребенка, потяните малыша вверх. Это упражнение тренирует мышцы рук и шеи. Пройдет 1-2 месяца и при помощи хватательного рефлекса малыш сможет удерживать погремушку, благодаря хаотичным движениям он сможет извлекать звук, постепенно в его мозге начнут формироваться причинно-следственные связи, улучшится координация, совсем скоро малыш научится тянуть игрушку четко в ротик и извлекать звук, когда ему особенно радостно. Например, когда он будет лежать один в кроватке, он будет изучать игрушку при помощи тактильных ощущений, водя ею по лицу или просто разглядывая ее, но при виде родных глаз или услышав родной голос, его ручки и ножки словно побегут от радости, а погремушка будет издавать счастливый звон.

Постоянно разговаривайте с малышом, ему это очень нужно. Обязательно должен быть контакт глаза в глаза. Используйте при разговоре ласковые слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы, пойте ему песенки. Так Вы будете формировать у малыша речевые навыки, совсем скоро Вы услышите, как он загулит Вам в ответ. Ура, у малыша формируются диалоговые задатки. При общении с ребенком повторяйте те звуки, которые произносит он – малыш будет чувствовать, что его понимают. Совсем скоро, он сам будет Вас призывать к общению. Если сейчас он пока использует плач, чтобы привлечь к себе внимание, выразить свое беспокойство, то совсем скоро, увидев Вас или услышав, как Вы передвигаетесь по комнате, он будет призывать Вас к контакту, чтобы просто выразить свою радость, ну, и конечно, почерпнуть что-то новое от общения с Вами. Жажда познания у этих маленьких людей просто необъятная: они постоянно в поиске новых ощущений.

Не стоит пренебрегать водными процедурами. Если Вы не сторонник посещения бассейнов, то постарайтесь как можно быстрее начать купать малыша в большой ванне. Очень часто малыши негативно переносят ежевечерние ванны в маленьких ванночках, но стоит родителям «переселить» их на большую воду, как ситуация кардинально меняется: малыш в большом объеме воды просто блаженствует, и это легко объяснить, ведь он попал в среду, которая окружала его все 9 месяцев, пока он находился в утробе матери. Придерживайте малыша, лежащего на спине, за головку двумя руками с обеих сторон и передвигайте его тело по ванне, плавно рисуя восьмерку или просто медленными круговыми движениями. Переверните малыша на живот, передвигайте его таким же образом, придерживая только за подбородок и страхуя затылок, чтобы малыш не вывернулся из Ваших рук и не наглотался воды. При такой поддержке, когда тело ребенка свободно от Вашей поддержки, мышцы расслабляются, нормализуется их тонус, улучшается координация. Тренируйте у ребенка задержку дыхания, перед тем как полить на лицо душем, подуйте ему в лицо, малыш зажмурится и рефлекторно задержит дыхание, в это время направьте водичку на лицо. Таким же образом малышей учат нырять, но без специально обученного инструктора этого лучше не делать. Если Вы решили серьезно заняться плаванием, то приступать к занятиям стоит в возрасте 3-4 недель, так как в это время у малышей еще активны врожденные плавательные рефлексы. После 3-х месяцев ребенка будет уже невозможно этому обучить, так как данные рефлексы угаснут.

Плавание благотворно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы малыша. Ныряющие дети активно развивают легкие, глубокие вдохи после задержки дыхания усиливают кровоток, улучшается доступ кислорода ко всем органам, соответственно ребенок активно прибавляет в развитии, как в физическом, так и в психомоторном. Кроме того, во время плавания (даже в ванне) осуществляется легкий массаж, происходит очищение кожи, достигается закаливающий эффект, идет активное укрепление опорно-двигательного аппарата.

Не забывайте про массаж и ежедневную гимнастику. Переодевая малыша, позвольте ему полежать голышом несколько минут. В это время погладьте его ручки, ножки, животик. Возьмите стопы лежащего ребенка в свои руки и потопайте обеими ножками, как будто малыш бежит. Возьмите малыша за ручки, разведите их в стороны, а потом сложите на груди так, чтобы малыш как бы обнял себя. Повторяйте эти упражнения по 8-10 раз ежедневно. Иногда полезно сделать несколько прикосновений-поглаживаний к малышу прохладными пальцами, его кожа очень чувствительна и данная процедура является хорошим закаливающим моментом.

Одну из важнейших ролей в развитии младенцев играют игрушки. Выбирайте яркие легкие погремушки с мелодичным звуком. Легкие, потому что малыш может себя травмировать. Ведь хватательный рефлекс, как правило, у большинства детей хорошо развит, следовательно, он может удержать и игрушку потяжелее, но вот контролировать свои движения на этом этапе малыш еще не в состоянии и может нечаянно себя ударить и не один раз. Музыкальные игрушки стимулируют речевую активность, красочные экземпляры развивают зрительное восприятие. Так как главным объектом подражания для детей становятся их родители, то и в игрушках они пытаются найти знакомые черты, а именно глаза, поэтому, подбирая малышу игрушку, остановите свой выбор на той, у которой глаза большие и четко очерченные, это может быть мягкий колобок или неваляшка. Колобок вызовет новые тактильные ощущения, неваляшка будет радостно отзываться на движение малыша, развивая слух и логику. Крутящиеся подвесные игрушки также очень полезны, наблюдая за ними, малыш тренирует зрение, учится фокусировать взгляд, вырабатывает первые навыки памяти. Очень часто малышам нравится какая-то одна определенная игрушка. Если поначалу они просто радуются, быстро шевеля ручками и ножками, когда карусель начинает крутиться и издавать мелодию, то через некоторое время Вы заметите, что малыш успокаивается и ждет, когда же появится его любимец, заметив его, он опять оживляется, а позже, когда любимец скрылся, его взгляд меняется на растерянный, и затем на выжидательный. На лицо формирование причинно-следственных связей.

Если Вы решили начать развивать своего малыша с самого рождения, необязательно сразу бежать записываться в различные детские клубы. Любая мама в состоянии сама освоить и применять данные и многие другие методики. Тем более что все новое – это хорошо забытое старое. Наши мамы и бабушки не владели подобными методиками, но делали практически все то же самое. Первые полгода жизни малыша – это такие сладкие моменты Вашего знакомства, что просто жалко тратить их на общение с другими людьми. Именно в это время стоит наслаждаться и познавать друг друга без чужого вмешательства. Ведь беременность дается женщине, в том числе и для того, чтобы она могла подготовиться к рождению малыша, определиться со своей дальнейшей тактикой поведения. Помните, что любое Ваше действие или любое другое изменение в пространстве  вызывает реакцию малыша, следовательно, его мозг непрерывно работает. Просто любите свое маленькое чудо, не стесняйтесь выражать и показывать ему свою любовь, разговаривайте, пойте, баюкайте, качайте, делайте все, что Вам подсказывает Ваше материнское сердце. Все что нужно Вам, определенно нужно и Вашему малышу. Дети, получившие неограниченное количество любви и ласки в детстве, в последствии, вырастая, становятся уверенными в себе гармоничными личностями.

Волынкина Елена
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Дурень

ила-была вдова; у нее был сын дурачок. Он только и делал, что в гармонию играл. Вот ему мать и говорит: «Что ты все играешь! Ты бы куда-нибудь пошел!» Дурак пошел, вышел за дворы; его дядя с сыновьями сеет хлеб. Вот он и говорит: «Дай бог упасть, чтоб пропасть!» Они его ухватили и давай бить, оттаскали его. Приходит он домой и плачет. Мать стала спрашивать: «О чем ты, сын, плачешь?» — «Меня дядя оттаскал; он что-то на поле бросал, я ему сказал: «Дай бог упасть, чтобы пропасть», он и давай меня таскать».

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования