Режим vs свобода

Режим? Или свобода? План или спонтанность? Что мы выбираем себе и своим детям?

Жизнь маленького ребенка мало отличается разнообразием. Сон, прогулки, кормление, купание – вот тот незатейливый перечень дел, которыми «занят» новорожденный. Постепенно периоды бодрствования становятся протяженными во времени. И в распорядок дня включаются физические упражнения, игры. Чуть позже в ритм детской жизни вклиниваются разнообразные занятия, детский сад, школа…

Так где тот момент, когда необходимость жить «по режиму» становится насущим? И нужен ли он вообще?

Режим.

Режим дня ребенка основан на гармоничном чередовании разнообразных видов деятельности. Четко организованная жизнь даже самого маленького ребенка дает ему чувство уверенности в мире вообще, поскольку с младых ногтей приручает к мысли о постоянстве. Всегда за пробуждением и кормлением следует прогулка. Всегда перед сном – водные процедуры. Такие бытовые мелочи успокаивают ребенка в пугающе огромном мире и несут в себе чувства устойчивости и незыблемости.

В первые дни жизни сложно говорить о «режиме», строго укладывающемся во временные рамки. Периоды, когда ребенок не требует еду, может быть как длительным, так и очень коротким. Однако, даже самые молодые родители с самым маленьким новорожденным уже так или иначе придерживаются режима. Пробуждение – кормление – прогулка – кормление – дневной сон и так далее до самого последнего кормления и отхода ко сну. В более старшем возрасте ритуальные действия перед сном, набор привычных сигналов, говорящих о скором сне (вечерний туалет, последний мультфильм, сказка на ночь) помогают детям расслабиться и скорее и с большим удовольствием уснуть.

Кстати. А кто больший ретроград – родители или дети? Ответ очевиден. Дети – самые главные педанты. Все должно идти своим чередом и по правилам. И никак иначе. Жить по режиму, в четко оговоренных и установленных детям проще и интереснее. Свобода самовыражения не затмевается режимом. Режим – это не цепи и не оковы, а всего лишь инструмент для распределения детских и взрослых сил. Пожалуй, получившие свободу дети не знают, как ею распоряжаться. Их эмоции и желания не находят выплеск в конструктивной деятельности. Безрежимный ребенок – ребенок капризный, сам-не-знаю-чего-хотящий.

Да и родителям, живущим по режиму, проще и свободнее. Ощущение порядка и стабильности так необходимо не только детям, но и взрослым.

Анти-режим.

Почему же, при всех явных достоинствах режима, некоторые (да что там некоторые! Многие!) родители сознательно выбирает бессистемный, безрежимный образ жизни?

Лень. Налаживание режима – достаточно трудоемкое занятие. А еще больших трудов стоит поддерживание режимного образа жизни. Подъем с кровати даже тогда, когда и не хочется, еда в установленное время, отход ко сну не позднее определенного часа. Все это требует значительных волевых усилий. Гораздо проще все пустить на самотек – когда встанем, тогда и встанем; когда выйдем гулять – тогда и выйдем.

Неприятие. Достаточно долгие годы усредненного образа жизни привели к негативному восприятию всего того, что запирает человечество в рамки. Одинаковые платья, одинаковые мысли, одинаковые поступки… Даже само понятие «режим», будь то режим дня или режим питания, нагоняет скуку и заставляет сопротивляться.

 

Может быть, и Вы добавите что-нибудь в нашу копилку ответов?

Рыбалко Ксения
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Как на земле появились горы и реки

начале всех времен, когда земля была плоской равниной, лишь кое-где поросшей лесом, жил в одной деревне великан по имени Мвука. Однажды он собрался на охоту и позвал с собой соплеменников, самых сильных и выносливых. — Вы понесете мой лук и одну-единственную стрелу, а также возьмете бочки с пальмовым маслом, — сказал великан своим спутникам.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования