Кавказский мужчина. Кто он?

Несмотря на то, что Кавказ населяют более 100 народов, в представлении большинства россиян все кавказцы представляют однородную массу. Это, прежде всего, связано с тем, что представители кавказских племен, по культуре, менталитету, психологии разительно отличаются от нас. Что, впрочем, не оправдывает непросвещенность наших соотечественников. В формате небольшой статьи невозможно раскрыть всех нюансов образа кавказского мужчины. Поэтому мы вынуждены довольствоваться самым, на наш взгляд, важным.

Исторические оттенки восприятия россиянами кавказцев
Мы не существуем вне истории, литературы, кино и культуры, наконец. И потому наше восприятие феномена «кавказский мужчина» складывается как комбинация из услышанного и узнанного.

В русской классической литературе (М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой) можно встретить описание романтического образа мужчины-горца. Основными характеристиками которого являются честь, воинственное достоинство и благородство.

В середине ХХ века отношение к кавказцу было связано с политикой социализма, проводимой в это время. В то время утверждалась мысль, что жители Кавказа состоят в нашей «советской семьи народов». Неприязнь к кавказцам была невозможна в рамках режима, ведь она несла в себе тень “антисоветского заговора», тем не менее, эта неприязнь имела место хотя бы в отношении «отца народов» Иосифа (Джугашвили) Сталина.
В грузинском кинематографе 60-х и 70-х кавказский мужчина предстает галантным рыцарем и милым чудаком в одном лице, поющим песни, пьющим вино, любящим женщин. Именно этот «кавказский мужчина» становится героем анекдотов.

В 1986 году в свет выходит знаковый рассказ Астафьева «Ловля пескарей в Грузии». В рассказе показано неуважительное отношение к кавказцам, которые искажают горскую культуру: «Как обломанный, занозистый сучок на дереве человеческом, торчит он по всем российским базарам, вплоть до Мурманска и Норильска, с пренебрежением обдирая доверчивый северный народ... Жадный, безграмотный, из тех, кого в России уничижительно зовут "копеечная душа", везде он распоясан, везде с растопыренными карманами, от немытых рук залоснившимися, везде он швыряет деньги...”

Рыночно-суетливый образ грузина сменяется фигурой чеченского боевика. «Кавказ окончательно перестает манить к себе чувственных дам-курортниц, он вновь обещает иные, более острые переживания. Террористическая траектория “чеченского сопротивления” решающим образом закрывает историю кавказского “рыцарства” в России», - пишет в статье «Русские и кавказцы: по ту сторону дружбы народов» Артур Цуциев.
В определенной мере кавказцам свойственны как обозначенные особенности, так и ряд других.

Противопоставление Ислама Христианству
Большинство народностей Кавказа исповедуют Ислам. Ислам (араб. "предание себя Богу") возник на юго-западе Аравийского полуострова и связан с именем пророка Мухаммеда. Пророк пришел к выводу, что не следует опираться на идеи христианства и иудаизма, а нужно изменить язычество путем возвышения в качестве единственного бога Аллаха.
Новая религия требовала признания Аллаха как единственного Бога и вводила пятикратную молитву, пост, очистительную молитву и совершение хаджа в Мекку. Главной книгой учения почитался Коран, которая состояла из записей проповедей Мухаммеда.
Народы Кавказа более религиозны, нежели россияне и, в отличие от нас, они в большинстве своем придерживаются постов, ежедневно молятся. Вера вводит в жизнь кавказцев определенные ограничения, но дарует им силу и осознанность проживания.
Жертвенная судьба Иисуса противостоит судьбе и делам пророка Мухаммеда — “мыслителя, воина, государственного деятеля”. Если христианский выбор связывается с отдалением от грешного мира, то выбор исламский призывает не только быть в этом мире, но и изменять его.


Зачем к нам?
Достаточно взглянуть на столицу нашей Родины, чтобы понять, что мужчин-кавказцев в России много: и студентов, и предпринимателей, и обслуживающего персонала. Что манит кавказцев в Россию? Самый простой ответ: возможность заработать и получить хорошее высшее образование. Но ведь не только это.

Состояться в России, там, где никто не поможет и где ты никому не нужен, трудно. Но если это случилось, то является настоящим доказательством предприимчивости. То есть приезд в Россию это своего рода вызов себе. Смогу или не смогу?
На стыке культур и на фоне представленной свободы кавказец ищет себя. Он демонстрирует чужому окружению причастность к своей культуре. Но чем глубже погружается в сети русской жизни, тем отчетливее он понимает, что перестает представлять что-то, кроме себя.

И вот, наконец, мы добрались до российских женщин. Для кавказца наши девушки – это возможность познания себя, противоположного пола, другой культуры отношений. Российские женщины свободны в общении, эмоционально раскованы, уверены в себе, одеваются по-европейски. Все это очень нравится мужчинам с гор. Тем не менее, они тяготеют к традиционным формам кавказской семьи. Они гордятся тем, что кавказская женщина есть хранительница традиций – и только такая женщина может воспитать свободного мужчину! Поэтому чаще всего истории общения русской девушки и кавказского парня заканчиваются чем угодно, только не созданием семьи.

Это в том числе связано с различными семейными ценностями в России и на Кавказе. Кавказцы очень уважительно относятся к старшим, их семьи, как правило, многодетны, роли невестки, жены, матери прописаны очень четко. Российской женщине не представляется возможным органично вписаться в эти культурные традиции и предписания.

В завершении приведу высказывание с одного из форумов: «В сущности, кавказцы ничем от русских не отличаются. Среди них есть люди искренние и лицемеры, верные и предатели, молчуны и балагуры и т. д. Но все дело в том, что Россия и Кавказ - две разные культуры и, как показывает история, культуры, к сожалению, малосовместимые». Тем ценнее случаи «совместимости», когда есть возможность обмена ценностями. Думается, что не только центральная Россия может быть для кавказцев территорией поиска себя, но и Кавказ для Россиян может стать местом, где можно многому научиться.

Бобылев Георгий
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Мудрый старик

огда-то давным-давно был царь. Такой жадный, что он издал приказ: тот, кто не может работать или состарился, должен был изгоняться. А у одного человека был старый отец. Вот пришла пора, что и его надо вывезти. Что делать? Сын повез его на санях в лес, в большой холод. А когда повез его, то взял и своего сына на подмогу. Когда привезли старого отца, посадили его под сосной. Вот и говорит сын деда: «Пусть дед сидит на санках. Их мы обратно домой не повезем». Тогда мальчик и говорит: «А как же мы оставим сапки?..»

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования