Цыгане. Кто они?

Сегодня, редко в каком городе не встретишь стайки говорливых женщин в длинных юб-ках, окруженных толпой ребятишек. Мы привыкли к их присутствию на вокзалах, рын-ках и любых других местах скопления народа. Цыгане. Сотни лет кибитки этого кочево-го племени были неотъемлемой частью пейзажа разных стран. Но, как же мало мы о них знаем.

Откуда они? По одной из теорий считается, что цыгане – выходцы из Индии. Об этом говорит в первую очередь близость санскрита и диалектов, на которых говорят самые разнообразные представители этого кочевого народа. Первоначально это была индий-ская каста певцов и танцоров. Около тысячи лет назад небольшая группа таких артистов была отправлена в подарок европейскому правителю. И именно оттуда началось их рас-селение по миру. Однако если прислушаться к цыганскому фольклору, то можно услы-шать их версию, что предками их были египетские фараоны. К сожалению, невозможно точно установить какая из многочисленных версий является правдой, а какая мифом. Не менее сложно подсчитать, сколько же их на Земле? Они появляются и исчезают, не слишком интересуясь жизнью и проблемами местного населения. Даже оседлые цыган-ские семьи предпочитают жить обособленно, соблюдая собственные законы и правила. Для исследователей это настоящий бич, однако, именно благодаря такой уклончивости цыганам удается сохранять самобытную культуру и обычаи.

Они – разные. По одному только лингвистическому признаку цыган подразделяют на три группы. Домари, Ломари и Романи. «Цыган» на диалекте Домари – «дом», на ос-тальных – «лом» и «ром» соответственно. Каждая из этих групп делится еще на несколь-ко племен. Если добавить, что проживают они в самых разных странах – голова идет кругом. Однако, благодаря общим корням, разговорные наречия позволяют не умереть от голода и жажды, попав в чужой табор. Отличаются они и вероисповеданием. Оседлые цыгане, живущие в христианских странах, чаще исповедуют христианство. Причем, степень религиозности может быть как ярко выражена, так и сглажена. Не менее распространен и ислам, впрочем, только атеизм встречается не так часто. Их языки музыкальны, а флаг поражает своей яркостью. Верхняя, голубая часть флага олицетворяет небо, под сенью которого живут все люди. Нижняя – зеленая – это поле, по которому можно двигаться в любую сторону, а можно остановиться и устроить привал. И ярко-красная чакра с шестнадцатью лучами посредине очень напоминает колесо, которое испокон веков везло цыганские кибитки по свету.

Если они такие разные, почему считаются одним народом? Что их объединяет? Их культура разнообразна, однако, есть много общих черт. Одна из них – деление мира на две части. Одна из них это «рома» - люди, а вторая «гадже» - нецыгане. Переводов у слова «гадже» существует несколько, например простофиля, деревенщина. Иногда, этим же словом обозначают неприемлемые обычаи или действия. Такое противопоставление достаточно четко показывает обособленность гордого племени. Они хранят верность своей семье, своему роду, соблюдают собственные законы, и верят в Бога и дьявола. Ес-ли добавить сюда восточную экспрессивность, энергичность и склонность к вспыльчи-вости, то становится очевидно, что ужиться рядом с ними не просто. Однако, стать цы-ганом можно не только по праву рождения, но и впитав «романипэ» - цыганский дух. Но, вхождение в общину происходит только по обоюдному согласию, одного Вашего желания мало, необходимо, чтобы и семья приняла нового члена.

Говорят, что ценности настоящего цыгана распределяются в таком порядке: преданность семье, карьера, религия. Понятие «семьи» в данном случае включает не только близких родственников, но и представителей своего рода. Часто в книгах или фильмах нам пока-зывают «баронов» табора. На самом деле, только одно племя, котляры, имеют похожую иерархию. Остальные придерживаются принципа, что один цыган не может быть выше другого. Не смотря на это, все строится на уважении к старшим. Это касается как ста-рейшин табора, так и собственных родителей. Выросшие дети обязаны не просто содер-жать их, но и обеспечивать уровень жизни аналогичный собственному. Интересы семьи отражаются даже в выборе профессии, чаще всего молодежь выбирает специальности принятые в этом роду.

Случается, что мамы пугают непослушных малышей: «Не будешь слушаться – отдам цыганам». Пожалуй, перспектива оказаться в непривычной обстановке, в окружении ярких, экспрессивных людей ведущих кочевой образ жизни редко порадует и взрослого, что уж говорить о ребенке. Но так ли страшно на самом деле? Практически у всех цыган существует культ детства. Любой ребенок, по их мнению, нуждается в защите, помощи, теплом доме и вкусной еде. Даже благополучные в плане потомства семьи часто идут на усыновление. Накормить или приютить сироту или беспризорника – благое дело. Приходить в дом, где есть дети без угощения – признак дурного тона. Юная женщина, не имеющая детей, считается не совсем полноценной личностью, скорее ее наброском. Зато мать, воспитавшая нескольких отпрысков, почитается не меньше, чем сделавшая успешную карьеру. Работа и профессиональный рост не запрещаются, но главное предназначение для прекрасного пола все-таки семейный очаг. Надо сказать, что в этом вопросе они не оригинальны. Такого же мнения придерживаются очень многие народы. Еще одна особенность, касающаяся отношения к женщинам. Нередко в национальных традициях они признаются «нечистыми» в определенные моменты жизни. Однако, только у цыган есть понятие «скверны». Сама женщина, по определению, чиста. Но все что находится ниже пояса повзрослевшей девушки - скверна. И это не просто анатомическое определение, скверна как бы стекает вниз, поэтому любой предмет, через который перешагивает цыганка, считается оскверненным. Для консервативных семей невозможно даже присутствие женщины на втором этаже дома. Естественно, нечистота женских органов не касается выполнения супружеского долга.

Свадебные обряды тоже очень разнообразны, в некоторых семьях приняты «детские» браки, когда родители определяют будущую семенную пару практически сразу после рождения. Но, даже если молодым людям разрешается самим выбрать себе пару, без одобрения родственников и традиционного обряда – счастливой семейной жизни не жди. Вообще, цыганская свадьба это мероприятие с размахом, с привлечением огромного количества гостей, песнями, танцами и весельем до упаду. Это лишний повод встретиться с родными и знакомыми, восстановить старые связи и обзавестись новыми. А также, хороший повод присмотреть пару. Однако, среди цыган не принято напиваться и вообще злоупотреблять алкоголем. Считается, что нужно уметь веселиться без дополнительных допингов. Мне кажется, что именно умением веселиться, бесшабашно проводить время (не забывая при этом философски смотреть на жизнь), так похожи русские и цыгане.

Альвикора
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Дурень

ила-была вдова; у нее был сын дурачок. Он только и делал, что в гармонию играл. Вот ему мать и говорит: «Что ты все играешь! Ты бы куда-нибудь пошел!» Дурак пошел, вышел за дворы; его дядя с сыновьями сеет хлеб. Вот он и говорит: «Дай бог упасть, чтоб пропасть!» Они его ухватили и давай бить, оттаскали его. Приходит он домой и плачет. Мать стала спрашивать: «О чем ты, сын, плачешь?» — «Меня дядя оттаскал; он что-то на поле бросал, я ему сказал: «Дай бог упасть, чтобы пропасть», он и давай меня таскать».

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования