Как научить детей благотворительности

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами по­ступали люди, так по­ступайте и вы с ними
Евангелие от Матфея, 7:12

Какое человеческое качество в вашей системе ценностей важнее всего? Ответьте (только честно) сами себе. Что из того, что Вы имеете, наиболее значимо для вас? Советский триумвират квартира-машина-дача? Пост-советское «положение в обществе», «реализация в работе» и «стабильная заработная плата»? Или же внутренние составляющие? Если третье – то этот разговор для Вас. Для тех из нас, чей внутренний мир и его развитие гораздо важнее внешних проявлений социальной успешности.

Для думающих, осознанных родителей, ориентированность на общество их детей крайне важна. На общество в целом и на ту его часть, которая нуждается в помощи.

Так как же привить ребенку навыки благотворительности – добра просто так, не за заработную плату, не за похвалу или иные награды – а просто потому что ты можешь это сделать (или, вернее так: не можешь не делать).

Как правило, никакие слова и книги не внушат ребенку столько, сколько программирует само поведение родителей и та среда, в которой растет малыш.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок интенсивно формирует эмоциональный свой багаж:  любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Первые уроки доброты он получает у родителей. Когда наш взгляд выражает любовь и доброжелательность, ребенок научится также смотреть на людей. Какие мы – такие и наши дети. В большинстве случаев они – наше зеркало. Подумайте, как часто видят нас наши дети раздраженными, недовольными, равнодушными, с сердитым или перекошенным от злости лицом? Ответим честно на эти вопросы, и будем помнить, что воспитание детей начинается с самовоспитания, с личного примера.

Добрый человек всегда ориентируется на других людей, он видит и слышит их. Сначала необходимо прививать внимательность ребенка к членам семьи, а затем и к другим людям. Рождение младшего братишки или сестренки (или даже ребенка у ваших друзей) может быть толчком к развитию заботливости. Ребенок, общаясь с другим малышом постоянно, а не урывками) учится делиться лакомствами и игрушками с маленьким. Соучастие в заботе и в уходе формирует готовность прийти на помощь и умение оказать ее.

С ребенком от 4 лет можно поиграть в игру «Хорошие поступки» – предложить периодически делать сюрпризы знакомым и незнакомым людям. Например, подарить цветы (дачные или полевые) продавщице из соседнего магазина, угостить ребят из песочницы конфетами, отнести подарки в дом ребенка, нарисовать яркую картинку, написать на ней хорошие пожелания (при помощи мамы) и опустить в соседский почтовый ящик, выучить песенку про бабушку и спеть ей. Замечательно, если вы научите ребенка делать приятное другим людям просто так, без повода и не в праздники. Вспомните своих знакомых, которые не любят свои дни рождения. Совершая добрые поступки, у ребенка повышается самооценка, он чувствует себя хорошим и нужным, учится не только брать от жизни, но и отдавать. Нравственное развитие нельзя противопоставлять или же сравнивать с интеллектуальным и физическим развитием. Эмоциональному развитию следует уделять внимания ничуть не меньше, чем математике и навыкам чистоплотности. Пронаблюдайте за своим малышом: умеет ли он сочувствовать другим людям? Жалеет ли ребенок вас, когда вы плохо себя чувствуете или заболели? Или остается равнодушным и ведет себя так, как всегда?

И если он ведет себя именно так – это повод задуматься о воспитании сочувствия. Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства. Разобравшись с собой, мы сможем почувствовать и других. Если ребенок будет определять свои эмоции, переживания, он сможет увидеть их и в других людях. Очень важно помогать детям обозначать словами свои чувства. «У меня прекрасное настроение», « Мне больно…, радостно…, приятно…, плохо…, весело », «Я боюсь…, рада…, счастлива…, сердита…, огорчена» - если ребенок слышит, как мама выражает свое внутреннее состояние, то попытается озвучить и свои собственные переживания.

Достаточно хорошо раскрывается богатый мир человеческих чувств в совместных с ребенком рисунках, обсуждениях прочитанного, рассматривания и познания нового даже в давно изведанных местах. Обязательно проговаривайте, что именно чувствует или переживает в данный момент герой вашей беседы. Если ребенок затрудняется сразу выказывать свою эмоциональность, мягко понуждайте его к этому, не требуя, но наводя: «Твоя киска плачет? Радуется? Мурлычет? Она удивлена?». Интонационно и мимически окрашивайте вашу речь. При таких вопросах о печальной киске делайте огорченное лицо и тусклый голос. Мурлыкающую кошку можно изобразить, потеревшись о ребенка. Читая ребенку, не забывайте о своих собственных скрытых актерских талантах.

Танцы – еще одна возможность выразить свой собственный эмоциональный фон. Танцуйте все и всех – и лошадку, и свежую травку, и радость, и бабочку. Очень легко изображать танец одушевленных предметов. А попробуйте-ка станцевать костер? Или испуг? Наверняка с первого раза не получится – учитесь вместе с ребенком.

Обсуждение книг, мультфильмов, реальных жизненных событий также помогут ребенку стать внимательным к тому, что происходит вокруг него и с окружающими его людьми, научит замечать, когда люди радуются и огорчаются, понимать причины их эмоционального состояния.

Испокон веков философы и религиозные мыслители спорили, человек – добро или зло? Существует догма о врожденном от природы зле человека. Представители гуманистической этики настаивают, что человек от природы добр. Божественное происхождение человечества закрепляет за человеком свободу выбора. И какой путь выберет наш ребенок? Вглядываясь в лица младенцев и маленьких детей, трудно найти в них что-то злое и отталкивающее. Какими вырастут наши дети зависит только от нас.

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Царь-чернокнижник

ивал-бывал царь, вольный человек; жил на ровном месте, как на скатерти. У него была жена, дочи да люди рабочи. Он был чернокнижник. Доспел он себе пир на весь мир — про всех бояр, про всех крестьян и про всех людей пригородных; собрались, стали пировать, и стал царь клик кликать: «Кто от меня, царя, уйдет-упрячется, тому полжитья-полбытья, за того свою царевну замуж выдам, а после смерти моей тому на царстве сидеть!»

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования