Народные обычаи, поверья и беременность

Поверия о ранних сроках беременности 
Наши предки славяне, как и многие народы Европы, верили в особую уязвимость беременной женщины перед злыми силами. Чтобы оградить будущую мать и ребенка от злых духов и сглаза, следовало как можно дольше скрывать сам факт наступления беременности. В тайну посвящались только самые близкие родственники.

Вспомним, что раньше бесплодие рассматривалось как отсутствие благословения Божия, выкидыш также считался бедой, решение которой было неподвластно медицине. В наши дни врачи ищут медицинское объяснение самопроизвольному прерыванию беременности на ранних сроках, а наши предки стремились найти в этом мистическое объяснение и, конечно же, зачастую они видели причину в сглазе или порче. Отсюда и соответствующее «лекарство»: если человек с дурным глазом не будет знать о беременности, то и беды не случится.

Стоит ли родителям, которые не верят ни в сглаз, ни в порчу, придавать какое-либо значение этому поверью? Попробуем понять. Проблемы экологии и бешеного ритма жизни в мегаполисе сказываются на физическом здоровье современных женщин. По некоторым данным примерно треть беременностей замирает или заканчивается самопроизвольным абортом на самых ранних сроках. В случае, если новость о беременности преждевременно облетит всех родных и знакомых, сложно даже представить, какой психологической травмой будет для женщины необходимость объяснять каждому, что ее беременность самопроизвольно прервалась.

Поэтому современным родителям стоит прислушаться к вековой народной мудрости и не спешить рассказывать о беременности родственникам и знакомым — хотя бы на протяжении первого триместра. Именно во время первого триместра особенно велик риск выкидыша.


Поверия о внешности будущего ребенка
Людей издревле интересовало, от чего зависит, родится ли ребенок здоровым и красивым или больным и уродливым? Стремление понять и объяснить появление родимых пятен, особенностей внешности, различных уродств, привело к появлению самых разных поверий и примет.

Вспомним, строки великого русского классика, когда в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», злая мачеха говорит о своей красавице-падчерице:
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!

Белизна кожи прекрасной царевны приписывается белизне снега, на который смотрела во время беременности ее мать. И это отнюдь не художественный вымысел Александра Сергеевича Пушкина, а отражение общего для многих народов Европы поверия о связи, которая существует между тем, что видит беременная женщина и внешностью будущего ребенка.

С этим поверием связаны различные приметы и запреты. Например, на Руси считалось, что если женщина будет есть красные плоды и ягоды, то у ребенка будут красные щеки. Причиной появления родимых пятен считалось занятие штопкой и кройкой — ребенок рождался «с заплаткой», поэтому беременной женщине не рекомендовалось заниматься шитьем.

Беременным запрещали смотреть на пожар (и просто на огонь), а также на уродливых людей, животных и тому подобное, так как это будто бы могло привести к рождению некрасивого, уродливого ребенка. Издревле во многих культурах от Китая до Европы существовал обычай окружать беременную женщину красивыми вещами, потому что тогда ее ребенок непременно будет прекрасен.

Конечно, с точки зрения современной науки, далеко не очевидна связь между внешностью будущего ребенка и красотой или уродством вещей и людей, которые окружают беременную женщину. Однако, в этой народной мудрости, несомненно, есть рациональное зерно: положительные эмоции, которые испытывает человек при встрече с прекрасным, будь то музыка, живопись или просто предметы обихода, будут благотворно влиять и на душевное состояние беременной женщины.

Напротив, тревога, стресс и нервное потрясение, испытанные при виде пожара или при виде физических уродств (помните, что беременные женщины обычно становятся крайне чувствительными и мнительными!), могут отрицательно сказаться на течении беременности. Сильный испуг, в результате которого будущая мать касалась своего лица или тела, по поверию, приводил к появлению у ребенка родимых пятен именно в местах касания.


Поверия о родах и течении беременности
Стремление объяснить причины неудачных родов, а значит, придумать и способы «предохранения» от несчастья, привело к появлению многочисленных поверий, связанных с течением беременности и родами. Итак, как объяснялось, например, обвитие пуповиной?
• беременная женщина поднимала руки вверх, то есть вешала белье, тянулась за высоко находящимися предметами и тому подобное;
• беременная женщина вязала или плела что-либо — нитки и веревки ассоциировались с пуповиной, в которой и «запутывался» ребенок;

Ассоциация между прохождением ребенка по родовым путям матери и развязыванием узлов была прочно укоренена в практике повивальных бабок. На Руси при начале родов и до тех пор, пока роженица не возвращалась обратно, в доме открывалось все, что можно было открыть: дверцы и ящики шкафов, крышки сундуков, на самой роженице развязывался пояс, все узлы на одежде и даже расплетались косы. В некоторых случаях родственники приходили в храм к священнику и просили его открыть Царские врата и помолиться о роженице. Все это должно было способствовать быстрым и легким родам.

В этих повериях и приметах, при желании, можно увидеть и рациональное зерно — фактически система запретов ограждала женщину от излишних занятий рукоделием, то есть от многочасового сидения в одной и той же позе. Современные врачи также советуют не допускать долгого пребывания в сидячей позе, так как это не способствует правильному кровоснабжению плода через плаценту.

Рождение мертвого ребенка или преждевременные роды по приметам объяснялись тем, что:
• беременная женщина сидела на пороге;
• переступала через «земляные» плоды, лежащие под ногами (репа, морковь и подобные дары природы);
• беременная стригла волосы перед родами (в некоторых местностях стричь волосы запрещалось не только перед родами, но и в течение беременности);
• женщина сама шила или иным образом готовила приданое будущему малышу, в доме находилась пустая колыбель/кроватка.

В основе этих поверий лежат мистические представления о пороге как символе границы между миром мертвых и живых, а также вера в двойничество — если в доме уже есть колыбель и детские вещи, значит, есть ребенок и «второму» малышу там нет места. При этом другие члены семьи могли готовить малышу одежду и подарки заранее.

Представление о волосах как о магическом источнике силы было свойственно не только славянам. Вспомним библейскую историю о Самсоне, который лишился силы, когда коварная Далила остригла ему волосы, или средневековый образ ведьмы — женщины непременно с длинными распущенными волосами. Существовал странный по современным меркам обычай давать роженице жевать волосы, что тоже должно было способствовать благополучному родоразрешению. Кроме того, при помощи пряди волос можно было навести на человека порчу, которой так опасались наши суеверные предки и, которой приписывались все несчастья в жизни людей.

Опасаясь сглаза, запрещалось изображать беременную, так как по изображению тоже можно было навести порчу. В наше время это поверие выразилось в запрете на фотографирование, хотя «опасность» заключена скорее не в самом факте фотографирования, а в возможном попадании фотографии в руки недоброжелателей.

Считалось, что нужно потакать гастрономическим капризам беременной, чтобы она ни попросила, иначе в доме не будет достатка. На Западной Украине до сих пор существует обычай немедленно усаживать пришедшую в гости беременную женщину, нарушение этого правило, по поверию, сулит бесплодие хозяевам дома.

Главный же залог успешного рождения малыша — не сообщать никому, кроме ближайших членов семьи, о начале родов. Чем меньше народу знает, тем меньше вероятность сглаза, тем меньше мучается роженица, тем легче и благополучнее пройдут роды.

Логинова Юлия
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Как мужик с чертом урожай делили

или два хозяина. Поля у них рядышком лежали. Да только вот беда: у одного урожай хороший, а у другого совсем никудышный, хоть оба одинаково бога молили. Не выдержал хозяин-неудачник, стал просить черта, чтобы помог ему урожай вырастить. И подумать только — такой хлеб вымахал, что любо-дорого. Вот как-то в воскресенье пошел этот хозяин поле оглядеть и столкнулся с чертом.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования