Царь и нищий

ыл-жил некий царь, ко всем ласковый, к нищим милостивый. Раз на праздник Светлого Воскресения послал он своего слугу на перекресток: «Кто ни пройдет — всякого проси со мной разговеться1». Долго стоял слуга на перекрестке, не проходило ни одного странника; подождал еще немного и видит: тащится нищий — весь в гнойных ранах. Взял его с собою и привел во дворец. Нищий поздравил царя и царицу с праздником, похристосовался с ними и подошел было к царской матери, да она не захотела с ним христосоваться, отвернулась и давай корить царя: «Чтоб тебе с ним подавиться! Нашел с кем разгавливаться... И еда-то на ум не пойдет!» — «Кушай одна, матушка, коли с нами не хочешь», — сказал царь и усадил нищего за стол; и сам сел с царицею, и все слуги сели, и разговались вместе. После обеда уложил царь нищего на своей постели отдохнуть немножко. А там пришло время, стал нищий прощаться и зовет царя к себе в гости: я-де за тобой коня пришлю. Царь дал ему свое царское слово.

На другой день откуда ни возьмись славной конь, прибежал к самому дворцу, ударил в ворота копытами, — ворота растворилися, подошел к крыльцу и стал как вкопанный. Царь сел на него и поехал, куда конь повез.

Вот едет он путем-дорогою незнаемою и видит: бегает человек за пичужкою и никак не может поймать ее «Царь, — говорит ему тот человек, — ты едешь до господа бога; спроси про меня, грешного, долго ль мне мучиться?» Едет царь все дальше и дальше; вот стоит в поле изба, а в избе бегает человек из угла в угол и кричит: «Ох, тесно! Ох, тесно!» — «Сядь на лавку, — говорит ему царь, — и не будет тесно». — «Не могу; целой век так бегаю. Ты едешь до господа бога; спросн про мепя, грешпого, долго ль мне мучиться?» Подъезжает царь к синвхму морю; стоит в воде человек по самые уста и кричит: «Ох, пить хочу! Ох, пить хочу!» — - «Что кричишь? — спрашивает царь. — Раскрой уста — вода сама побежит в рот». — «Нет, — отвечает, — вода мне не дастся, она прочь побежит. Ты вот едешь до господа бога; помяни ему про меня, грешного»2.

Переехал царь море — и встречает его тот самый нищий, что с ним разгавливался. «Милости просим в родительской дом!» — говорит царю и повел его в золотой дворец, из золотого дворца в сады райские. Привел в один сад: «Вот здесь, — говорит, — тебе место уготовано — за то, что странных принимаешь, алчущих питаешь и жаждущих, напояешь». Привел в другой сад. «Вот здесь твоей царице уготовано место — за то, что тебя на истинный путь наставляет и нищую братью не покидает». Привел к третьему месту, где смола кипит и чернь шипит. «А здесь, — говорит, — уготовано место твоей матери немилостивой. Вложи туда свой палец». Царь всунул палец в кипучую смолу — и он в тож мгновенье отпал от руки. «Вот твой палец, возьми его с собой и ступай с миром домой».

Тут царь припомнил и рассказал все, что видел по дороге. Отвечает ему господь: «Видел ты, как гоняет человек за пичужкою — то гоняет он за своим грехом; другой бегает из угла в угол — за то, что не обогревал и не покоил странников и чрез него многие зимой померзали; третий стоит в воде по самыя уста, а напиться не может — за то, что сам не поил жаждущих»3.

Воротился царь домой, и показалось ему, что был он в раю всего три часа, а пробыл там не три часа, а три года. Рассказал он обо всем царице и матери, вынул свой отвалившийся палец и только приставил его к прежнему месту — как он тотчас прирос, будто век не отпадал. Тут мать покаялась: «Сын мой возлюбленный! Прости меня, грешную; твое похождение дороже моего рождения».

 

1. Разговеться — у верующих: по прошествии поста поесть скоромной пищи.

2. Вариант: «Едет царь и видит: двое из колодца в колодец воду переливают. «Ах, царь-государь! — говорят ему. — Ты едешь к богу, помолися о нас, грешных: скоро ль будет нам прощение?» Едет он дальше и видит: двое из печи в печь жар выгребают голыми руками. «Ах, царь-государь! — говорят ему. — Помолися о нас, грешных, богу: скоро ль будет нам прощение?» Едет он все дальше и дальше: стоят двое голые и подпирают стену. «Ах, царь-государь! Помолись о нас, грешных, богу: скоро ль будет нам прощение?»

3. Вариант: «Отвечал господь: «Это мучатся грешники, и не будет им прощения. Что из колодца в колодец воду переливают — то вином торговали да народ обмеривали, что из печи жар выгребают — то ростовщики, сребролюбцы, что стоят голые, стену собой подпирают — то клеветники, ябедники».

 

Из собрания Ц. И. Даля.

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Муравьиная мера

ного веков назад жил на белом свете мудрец. Он знал язык птиц, зверей и всех других тварей. Однажды отправился тот мудрец в дорогу. На полпути он сделал привал, чтобы дать коню отдых. Сидит человек и видит, что муравей тащит зернышко. Он взял муравья и посадил к себе на ладонь. — Скажи-ка, муравей, куда ты несешь это зерно? — спрашивает он. — В муравейник, — ответил ему муравей. — А зачем тебе оно? — Оставлю про запас, — говорит муравей.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования