Метки для сказок

Социально-бытовые сказки

Лама-шарлатан

Один бедный лама несколько, дней ничего не ел. Пригласили его в дом для молебствия, но он не смог прочитать священную книгу. А чтобы хорошо поесть, лама должен был читать ту книгу. Поставил он перед собой книгу и начал бубнить про себя. Прислушались люди и поняли, что он читает не так, как надо.

Алашаа Дандар

В далекие времена, когда распространялась вера Будды, двух парней из Бурятии отправили в Тибет для учебы и приобретения знаний. Они стали учениками самого хорошего учителя. Оба парня были способными, прилежно учились. Через несколько лет они опередили в знаниях лучших гэбшэ-лам Тибета и быстро прославились. Среди людей Тибета их стали почтительно называть солнцем и луной. — Теперь мы получили знания и должны вернуться на родину к бурятам, нести эти знания своему народу, — так договорились они и отправились в далекий путь к северо-востоку.

Наказали попа

Повадился один поп к чужой жене ходить. Та женщина решила признаться мужу: — Этот поп пристает ко мне, никак не отвязывается. — Давай хитростью и обманом заставим его помучиться. Принеси большую бочку из-под капусты, наполни ее до половины шерстью зверей и птичьим пером. Замеси отруби на мыле, чтобы походило на курунгу, — велит он жене. — Потом скажи, что муж уехал с ночевой на мельницу молоть муку. Приходит поп, видит — нет хозяина, и сразу в постель, к хозяйке. В этот момент пришел хозяин и давай колотить в дверь.

Два богача

Давным-давно жил один очень богатый человек. Скота было так много, что когда паслись его стада, то заполняли всю северную сторону. Богач был высокомерный, очень груб с батраками, гонял их пешком пасти скот, жалея своих лошадей. Живя всегда в нужде и постоянных унижениях, батраки ненавидели своего хозяина. — Если не отомстим при жизни, то расплатимся на том свете, — говорили они. «Кто делает людям зло, того накажут их проклятия», — говорят буряты. Видно, так и есть. Тот богач остался бездетным, хотя имел несколько жен.

Сэсэн-хан

В далекие времена Внутренняя Монголия, Халха Монголия и четыре аймака Халхи были в подчинении Манжа-хана. Однажды Манжа-хан пригласил в город Бээжэн всех четырех нойонов Монголии, чтобы присвоить им высокие звания. Перед каждым из нойонов поставили резные столики и каждому принесли четки-подставки для чашек. Нойоны подумали, что это подарок хана. Один из них (с молитвой) начал перебирать четки, другой надел их на шею, третий положил за пазуху, четвертый, самый молодой, разложил четки кругом перед собой.

Чванливая ханша

В давнее время жил один хан с чванливой ханшей. Когда хана не было дома, ханша распутничала и позорила хана. Обо всем этом знал старший конюх хана и все рассказывал ему. — Как бы мне отделаться от этого паршивого конюха, — думает и гадает ханша день и ночь. Из-за этого до того она исхудала, что остались кожа да кости. Однажды вечером ханша пожаловалась хану, что она заболела от дурных слов. Лежит и катается со стоном по кровати. Хан пригласил лекарей, но они не помогали ей. Забеспокоился сильно хан: — Ну, моя дорогая ханша, что теперь делать? Чем мне тебя вылечить?

Незадачливый старик

Жили старик со старухой. Старик был придурковатый. Бежал он однажды и попал к людям, молотившим хлеб. — Что, чертову еду молотите? — спросил он. — Видишь, что хлеб молотим. Зачем спрашивать? — сказали те и крепко побили его. Со слезами вернулся домой. — Почему плачешь? — спрашивает жена. — Шел я и угодил к людям, молотившим хлеб, спросил, «Чго, чертову еду молотите?» Они разозлились на это. «Видишь, что хлеб молотим. Зачем спрашиваешь?» — сказали они и крепко меня побили.

Семьдесят небылиц

Давным-давно жил один жестокий хан. Как-то все хану надоело: и развлекательные увеселения, и игры, и танцы, и даже облавная охота. Судьбы его подданных не интересовали хана. Ничего и никого не хочет он знать и видеть. И тогда был издан указ, о котором знали в каждом аиле и в каждой долине. В нем говорилось: «Кто сумеет рассказать хану семьдесят небылиц, не останавливаясь, не сказав при этом правдивого слова, тот человек получит столько золота, сколько можно навьючить на одного верблюда».

Знающий семьдесят небылиц

Шел как-то по дороге Далан худалшан — Семьдесят небылиц с двумя друзьями. Оказались они без огня. Недалеко показалась юрта, из трубы ее шел дым. Далан худалшан отправил одного из друзей за огнем. Зашел он в юрту и говорит хозяину дома: — Я пришел попросить у вас огня. — Если дашь вырезать со спины ремни, тогда дам, — отвечает старик. Парень согласился вырезать ремни (со спины) и помер. Отправил Далан худалшан второго товарища в ту же юрту, а он, как и тот (прежний), тоже номер. Наконец пошел сам Далан худалшан.

Крестьянин Тархас

Давно это было, как-то узкоглазый хан Олзой от нечего делать издал указ: «Кто сумеет обмануть меня так, чтобы я поверил, тому отдам полную чашу золота». Узнал об этом указе пастух Малаасгай пришел к узкоглазому хану Олзою и говорит: — Хан-батюшка, у моего отца был такой длинный шест, что он мог им перемешивать звезды на небе. — Да это ерунда. Вот когда закуривал мой хан-отец свою трубку во дворе, то зажигал ее прямо от солнца. Вот какая была у него длинная трубка.

Смекалистый парень

Один человек приехал в гости к родственникам и привязал своего осла у их двери. А осел тот отвязался и пошел пастись. Бегает (хозяин осла), ищет его и спрашивает у встречного парня: — Не видал ли осла? — Какого? Слепого на левый глаз, на заднюю ногу хромого, навьюченного старым зеленым мешком с ячменем? — Точно, точно, он и есть. — Нет не видал я, — отвечает парень. — Как не видал? Только что ты все его приметы перечислил, — стал винить его тот человек. Схватил он парня, повел к судье и сказал, что он украл его осла.

Три брата — три мудреца

Было это в старое, давнее время. Жили три брата. Дружными были они. Был у них откормленный бык да вдруг исчез: выкрали. — Где же наш бык, видно, вор увел? — говорят. — Как же его найти? — Давайте гадать, тогда и найдем, — согласились братья. — Что ж, давайте задавать загадки, — перепираются братья. Начал из братьев старший. — Шел один здоровущий черный человек, — сказал он. Второй брат: — Не только он черный, но и лицо у него должно быть сморщенное. Третий брат: — Лицо у него черное да сморщенное, а зовут его Боршитхо.

Три брата

Давным-давно жили три брата. Надумали они укочевать в Монголию и отправились в дорогу. Шли, шли и попали на одну стоянку, откуда только что укочевали, и спрашивают у младшего брата: — Что за человек жил здесь? — У этого человека были вороной конь, черная овца и черная собака, — отвечает младший брат. Пошли дальше. Шли, шли и опять попали на стоянку, откуда только что укочевали. — Что за человек тут жил? — спрашивают они у среднего брата. — У этого человека были рыжий конь, рыжая овца и красная корова, — отвечает тот.

Мудрецы Гурбалдая

Было у Гурбалдая три сына. Сыновья не работали, дома сиднем сидели и съели семьдесят жирных быков отца. Меньшой брат спрашивает старшего: — Брат, а брат, ты откуда пришел? Брат отвечает: — Из села у холодной реки. — Холодной рекой называешь ручеек, вытекающий из долины? — Хотя этот ручеек вытекает из долины, большая птица Тураг не смогла его перелететь. — Большой птицей Тураг ты называешь недавно вылупившегося кругленького птенчика жаворонка?

Три мудреца из Гурбалдая

Рассказывают, что три мудреца из Гурбалдая происходили из трех разных родов: один был из икинатов, другой — из бараев. третий — из боролдоев. Когда они жили еще врозь по своим улусам и семьям, уже понаслышке знали друг о друге. Так, двое младших пошли к старшему мудрецу. Икинаты жили тогда в долине Оки. Два мудреца расспрашивали и узнавали у людей дальнюю дорогу. Так дошли до долины Оки. Спросили, где живет старший, зашли к нему. Старший сидел дома. Поздоровались. Старший обратился к младшим с вопросом...

Тайша и бедный старик

Один бедный человек задумал стать сватом тайши. — А что если сделаем невесткой дочь тайши? — спрашивает бедный старик у своей старухи. — Да ты что? Только сумасшедший может думать о сватовстве к тайше. Коль бедные мы, так по себе и невестку возьмем, — заворчала жена. — Все-таки я попробую, — сказал старик и отправился в путь. Приехал к тайше, слез с коня, зашел в дом. Поздоровался. — Откуда вы приехали? — спрашивает тайша. — С долины Худай, с почетного места, где сваты живут, — отвечает старик. — По какой дороге прибыли сюда?

Бедный-пребедный человек

Жил один бедный-пребедный человек. Всю свою жизнь он гнул спину на богачей. И жена его была батрачкой у богатых, выделывала кожу, доила коров. Родив мужу дочку, она заболела и слегла. Обратились за помощью к шаманам и шаманкам. — Помолитесь бурхану*, — говорят они. У бедняка ничего не было. Взял он в долг у богача овцу, пригласил шамана. Но всевышний не помог, померла жена бедняка. Осталась у него дочь восьми месяцев. Пока болела жена, бедняк взял у богача не только овцу, но и деньги, чтобы помолиться бурхану.

Золото богача

Давным-давно жил один очень богатый человек. Детей у них не было, жил он с женою. Скота у них было полным-полно, много подданных, золота и денег не перечесть. Состарились они, уж смерть приближается. Решили они золото и деньги свои спрятать. — Когда станет темно, унесем на ту гору и зароем, — говорит старик. Наполнили они разную посуду золотом и деньгами, унесли на гору, выкопали яму и зарыли там. Когда зарывали золото, старик приговаривал: — Ты выйдешь, когда сойдутся две горы и два дерева сплетутся.

Бедняк

В давнее, давнее время жил один бедный старик. У этого старика был единственный сын. Перед смертью старик наказал сыну не переходить на другую сторону юго-западной горы. Много лет прошло с тех пор. Однажды охотился парень, перевалил он ту гору и оказался на другой стороне. Смотрит — стоит там маленький шалаш. Вошел в него парень, а там на столе приготовлено много всякой вкусной еды, все прибрано. Наелся парень, сидит, удивляется. Приходит на другой день — опять приготовлена еда.

Батрак

Давным-давно жил один богач. Злой он был, сильно обижал своего батрака. — Придет время, отомщу я тебе, — думал батрак. Однажды богач отправился в гости. Куда бы ни ездил он, всегда брал с собой своего батрака. Ехали почти весь день и кое-как добрались до того улуса. Распряг батрак коня, зашел в юрту и сказал: — Мой хозяин не любит, когда ему повторяют много раз одно и то же. Вечером, во время ужина не говорите ему лишних слов. Если вы будете много раз приглашать к столу, рассердится и вовсе заупрямится.

Батрак Хиинай

Давным-давно у одного богача всю жизнь батрачил Хиинай, был он низеньким, но сбитым, окрепшим от работы. Скупая жена богача Ханда очень плохо кормила Хинная: бросит ему объедки и уйдет к себе. Пустое брюхо батрака Хинная постоянно урчало. Никому об этом он не говорил, что болезнь какая-то его мучает, все сам переживал. Однажды в разгар летнего месяца, когда было много всякой еды, батрак приоткрыл дверь хозяйской кухни и наткнулся на скупую и сварливую Ханду.

Повар богача

Жил один очень богатый человек. И скота и подданных у него было полным-полно. Повсюду были слышны мычание коров да блеяние овец. Богач, как и все богачи, был очень жестоким и жадным, измывался над батраками, бил их, колотил и плохо кормил. Кормил объедками и гнал прочь со словами: — Вон отсюда, иди работай! У богача поваром был один парень Хоть сам он варил да жарил, а в рот ничего ему не попадало. Однажды варил он мясо и положили рот один кусочек, за это его крепко побили. С тех пор боялся и рот раскрыть возле котла.

Счастье и Несчастье

Давным-давно жил один очень богатый человек. У этого богача работал бедняк. Проработал бедняк у богача девять лет, но постоянно был у него в долгу, не мог прокормить своих детей. Не было у бедняка ни собаки, которая бы тявкала, ни скотинки, которая бы прошла по земле. Однажды, когда бедняк молотил хлеб богача, ночью, при свете луны, он заметил на поле двух маленьких мальчиков, которые собирали выпавшие колоски и втыкали их в снопы. Очень удивился бедняк, потому что мальчики собирали колоски, лежавшие на его пути и втыкали в снопы, связанные им.

Арнай

Едет как-то Арнай. Пегий конь у него, сани золотые, золотая шапка и дуга золотая. Сел он на своего пегого коня, едет и поет: «Есть у меня конь пегий, сани золотые, золотая шапка и дуга золотая». Встречается ему один человек: — Ты кто? — спрашивает. — Имя свое забыл, — отвечает. — Назовешь мое имя, золотые сани свои отдам, — говорит. — Арнай ты, — сказал тот, забрал у него сани и ушел. Идет Арнай, ведет своего коня с дугой. Опять с человеком повстречался. — Как тебя зовут? — спрашивает. — Забыл свое имя! Назови! — говорит.

Сметливый батрак и толстый богач

В одной из долин, то ли в долине Осы, то ли в долине Иды — неизвестно, жили сметливый батрак и толстый богач. У сметливого батрака не было ни лающей собаки, ни пасущегося скота. Зато он был статным, острым на язык, ловким, находчивым, веселым. А толстый был очень богатым, тучным, жадным и завистливым. у него было много скота и полный амбар хлеба. Однажды сметливый батрак зашел к толстому богачу, а тот сидит на хойморе — и перед ним блюдо с жирным мясом. Ест он, а пот градом. Увидел батрака, закричал: — Эй ты, откуда пришел?

Сметливый и Сильный

Давным-давно жили Сильный и Сметливый. Сметливый был умен, но не было у него силы, а у Сильного было много силы, но он был глуп. Сметливый делает десять телег (в день), а Сильный кое-как — одну телегу. Пришел Сильный к Сметливому, увидел десять телег и из зависти разломал их вдребезги. Тогда Сметливый сжег обломка этих телег, угли от них сложил в десять мешков, запряг корову, сложил десять мешков, воткнул, в колеса вилы и поехал мимо окон хана. Выбегают семь ханских дочерей.

Семь Хожогоров и один Можогор

Это было очень давно. В одной местности жили семь Хожогоров и один Можогор. Все восемь парней были искусными плотниками. Один молодец Можогор был искуснее, чем все семь Хожогоров, был остер на язык, находчив. Можогор сам мастерил много телег. Пришли семь Хожогоров и решили отомстить ему за то, что он смастерил больше телег, чем они. Однажды ночью семь Хожогоров сожгли все телеги, сделанные Можогором. Можогор понял, что это сделали семь Хожогоров.

Сильный и сметливый

Сильный Хуштэй делал все благодаря только своей силе. А Сметливый Баштай был очень умелым и умным. Хуштэй с помошыо силы делал за месяц одну телегу. А Баштай, проявляя смекалку, прибегал к разным средствам, хотя нигде не учился, мастерил за месяц десять саней и еще кое-что. Продавал все это и добывал всегда деньги. Хуштэй завидовал Баштаю. Однажды он сжег все сани и телеги Баштая, когда тот был в гостях. Вернулся Баштай и видит — от саней и телег его остались одни черные угли.

Силач и ловкач

В те времена, когда трава синей была, бумага тонкой была, жили Ловкач и Силач. У Ловкача была жена и пегий вол. У Силача, кроме пестрого вола, ничего не было. Однажды отправился Ловкач за дровами и нашел в лесу косулю. Принес домой, снял шкуру, сварил мясо. Сидят они с женой, едят мясо. В это время заходит Силач и спрашивает: — Где бы взяли такое хорошее мясо? Ловкач отвечает. — Подох мой пегий вол. Я шкуру с него целиком снял, набил сеном и трухой, стал колотить. Сначала колотил сырой палкой так, что сок из нее побежал, колотил мерзлой палкой так, что совсем застыла.

Сиди и смотри

Сановник нойон взял конюхом парня тринадцати лет — сына бедняка соседа и отправился в гости к родственникам, поселившимся в дальних местах. Наступило время поесть, остановились они у бурливой речки и решили сварить там еду. Сановник нойон раскрыл свою суму, положил в глубокий котел заднюю часть валуха и наказывает парню: — Схожу я до ближней юрты, отведаю айрака. А ты, пока хожу, сиди и смотри мясо в котле. Только ушел нойон, прибежала большая собака.

Два мудреца

На южной стороне озера, в Хори, жил Бажага-Сэсэн. Собрался он на северную сторону озера испытать там свою мудрость. Перед дорогой мать наказывает: — Побрызгав, отведай молочного, присядь на западной стороне (юрты). Побрызгав он, отведал молочного, присел на западной стороне. Мать благословляет его юрөөлами. Выслушав ее, Бажага-Сэсэн говорит: — От архи с одного котла, думаю, не опьянею, на слова любого человека найду ответ.

Хабшаг Норбо

Хабшаг Норбо слыл человеком острым на язык, никто не мог его переспорить, этим он и прославился среди людей, Вокруг не оказалось ни одного человека, с которым он мог бы посостязаться. Тогда он решил поехать на север к амбаням сорока девяти хушуунов, чтобы с ними состязаться в мудрости. Ехал он и доехал, наконец, до северных сорока девяти хошуунов. С двумя палками в руках подошел и встал у ворот амбаня. Решил он посмеяться над ним. Когда с лаем подбежала собака, он сунул одну палку ей в пасть, а другой начал бить ее, бегая вокруг дома амбаня.

Умный кучер

Это произошло в те времена, когда ламы в своих орхимжо* были спесивы и высокомерны. Всюду распространились слухи о том, что в одном дацане есть трое очень мудрых и находчивых лам. «Все, что угодно, они могут угадать и объяснить», — говорили о них. «Мудрые и находчивые» — такая молва распространилась в народе. — Было бы интересно испытать ум этих трех знаменитых лам, — говорит своим соседям один мудрый седовласый старичок, который проживал далеко в степи.

Молодец Унжаахан

Молодец Унжаахан имел козла величиной с корову и барана величиной с лошадь. Сел он верхом на своего козла величиной с корову (барана величиной с лошадь ведет на поводу) и отправился в летник. Едет и распевает песни. Проезжает он с песнями мимо владений Хартагай-хана. Самая младшая жена хана, выбежав, говорит: — Ишь ты, певец мне нашелся! — Песни в горле, как волны на море, — отвечает парень. Тогда младшая ханша Хартагай-хана крикнула: — Какой ты скверный, негодный парень!

Как хитроумный парень стал ханом

Жил один бедный человек с матерью, и была у него одна-единственная коза. Сам он был ленивым, ничего не умел делать. Все труднее и труднее становилось им прокормиться. — Как же мне прокормить себя и свою мать? — думает он. — Работать я не умею, попробую-ка обмануть какого-нибудь богача. Взял бедный человек с собой мать и отправился в большой город. Подошли они к дому одного богача, который был вором. Повстречался парень с ним и пообещал построить ему столовую. Все, что требовалось для постройки, он выпросил у него.

Молодец Ня-ня

Давным-давно жил мальчик-сирота. Остался он без отца и матери с пятилетнего возраста. Нянчил у одного богача его детей. Когда ему исполнилось семь лет, стал он пасти овец у другого богатого человека. Девять лет пас он овец, за это время ни одна овца, ни один ягненок не пропали у него. Однажды, когда он пас овец, поднялся сильный буран, который продолжался три дня, В этот буран разбрелись и потерялись двадцать пять овец. Со слезами ищет мальчии их три дня и не может найти. — С детства остался я без отца и матери.

Няд-няд

У одного богатого человека маленький паренек пас овец. Однажды потерялось у него двадцать овец. Спрашивает он у одного старика: — Не видали вы овец? — Двадцать белых овец (паслись) на краю западной пади, — отвечает старик. — Мои овцы, — сказал паренек и побежал. Когда он пригнал овец, старик говорит: — Чтоб (овцы) не терялись, скажи: «Няд-няд», чтобы овцы разошлись и паслись, скажи: «Сообор-сообор». После этого паренек, когда ему захочется поиграть, частенько так поступал и держал овец на месте. Отощали овцы. А раньше у богача овцы были жирными.

Арһан Галзуу

Один человек, решив жениться, отправился за море. Женившись там, в течение девяти дней праздновал, в течение восьми дней гулял; а когда возвратился, то нашел у себя во дворе звериного хана Арhан Галзуу, у которого рот был в сажень, а клык — в аршин. — Раз ты опоздал на великое собрание, то я тебя проглочу, — говорит Арhан Галзуу, раскрывая свой саженный рот, обнажая свой аршинный клык. Тот человек ответил: — Помилуй! Меня там задержал богдо. — Что это за богдо? — спрашивает Арhан Галзуу.

Умный Балдан

Как-то в одном улусе собрался весь народ вместе с нойонами, чтобы выбрать повелителя-хана. Собравшиеся решили сделать ханом лысого Тархалжана. В это время маленький мальчик лет пяти все бегал и просил его сделать ханом. Выбрали Тархалжана. Однажды тот мальчик (его звали Балдан), говорит хану: — Сделайте меня ханом вместо себя. — Назначаю тебя ханом над этими мухами, которых полным-полно. Ладно? — говорит хан, смеясь. Мальчик Балдан сделал себе из прутика коня и играл на улице. Подходит он к хану и видит на его лысой голове большую муху. Мальчик ударил хана по голове прутом.

Балдан Сэнгэ

Давным-давно жил в одном улусе Балдан Сэнгэ. Это был очень хитрый парень. Куда бы он ни пришел, мог самого умного из умных перехитрить своей лисьей хитростью. Вот и прославился он, говорят, как лиса-обманщик. Однажды, когда Балдан Сэнгэ быстро скакал на своем плохоньком белом коне, его громко окликнула женщина с пятиведерным чаном на голове: — Эй! Балдан Сэнгэ! Тебе не обмануть меня. — Некогда мне обманывать тебя. Пожар на небе, тороплюсь созвать людей, сильно тороплюсь, — отвечает.

Я хурмаста

В давние времена, говорят, жил один жадный-прежадный богач. Сильно обижал он батраков и слуг своих, голодными их оставлял. Старался он скрыть от людей, чтоб никто в улусе не знал об этом. Но сколько он ни скрывал, как ни старался, все его черные дела стали известны народу. Однажды до богача дошли слухи, что приедет большой нойон. Испугался богач, решил скрыть от нойона, как он мучает и притесняет (работников). Отправил он своих батраков далеко в степь, а терпеливых и боязливых одел в кое-какую одежонку, стал немного лучше кормить.

Балан Сэнгэ

Жил очень умный человек, по имени Балан Сэнгэ. Был он бедным, ходил по дворам с большой чашкой за пазухой и приговаривал: «Я хороших родителей сын, от плохого я отскочил». Однажды он зашел в одну юрту. Хозяйка, разливая чай, удивляется: —- Какая у вас большая чашка? — Стоящую около очага огорчающая, только мне приносящая радость, чашка, — ответил (Балан Сэнгэ). Однажды Балан Сэнгэ поспорил, что он трижды обманет ламу: схватит его за некоторые места, заставит лаять по-собачьи и съесть собачий помет.

Озорной рыжий Даабуу

Давно-давно жил Шара Даабуу, по прозвищу рыжий Даабуу. Ничего у него не было, но он был озорным и веселым. Как-то у тамошнего богача собрались погостить нойоны. Приходит туда Шара Даабуу и говорит хозяину юрты: — Я хотел бы поговорить с этими нойонами. Можно зайти? Заходит он в юрту к нойонам и спрашивает: — Ну, как поживаете? — Хорошо, хорошо, — отвечают нойоны. Посидел немного Шара Даабуу и вышел. Хозяин дома спрашивает: — О чем поговорил с нойонами? — Говорили о новостях разных, — отвечает Рыжий Даабуу.

Шутник парень

Давным-давно жил Шутник парень. Идет однажды этот парень, а навстречу ему богатый человек. Богач говорит Шутнику: — Шутник парень, расскажи свои шутки. — Сказал бы я тебе шутку, да забыл их все дома, — отвечает ему Шутник. — Дай мне свою лошадь, и я привезу свои шутки. Отдал богач ему свою лошадь. Взял тот парень лошадь богача и отправился домой. По пути заехал в дом к одним богачам. Жена богача спрашивает Шутника: — Откуда ты, Шутник? Отвечает ей парень: — Пришел я к вам за деньгами.

Проделки Будамшу

Все давно слышали и знали о находчивости и смекалке Будамшу даа И вот решили испытать его. Поставили перед ним только төөлэй* — баранью голову и никакого другого мяса. Будамшу разделал төөлэй по всем правилам, а потом по обычаю должен был передать его другим, чтобы все отведали. Он взял төөлэй в правую руку и, сказав «На», с правой руки переложил его в левую. — Я, в дороге путник, если я преподнесу эту голову другому, то останусь голодным. Поскольку, кроме төөлэя, не подали другого мяса, я вынужден переложить (голову) с одной руки в другую, — сказал он и обглодал всю голову.

Будамшу даа и поп

Как-то шел Будамшу даа по селению и услышал, что власти издали Указ. Будамшу даа спросил: — Что за Указ вышел? — Когда умирал бурят, мы хоронили его с бурятскими ламами, вещи и богатство умерших оставалось у бурят. Теперь после принятия нами русского подданства мы должны хоронить умерших с русскими ламами (попами). Посмотрел Будамшу даа этот Указ и говорит: — Давайте одного человека похороним так, как велит Указ. А после я постараюсь отменить такие похороны.

Будамшу

Жил парень по имени Будамшу. Однажды он поспорил с попами. Как-то воткнул он в землю палку перед домом богача и сидит себе. Вышел богач из дома и спрашивает его: — Что ты тут делаешь? — Меня зовут Накорми до отвала. В эту нору забежала рыжая лиса. Вот и закрыл я её. Ты покарауль здесь. Я зайду к вам, попью водички, а эта лиса пусть будет вашей, — отвечает Будамшу. Обрадовался богач, позарился на лису и говорит парню: — Ладно, останусь я.

Будамшу даа

Шестнадцатилетний Будамшу даа поспорил, что сумеет (заставить) самого богдо* (святейшего) приподняться и поздороваться с ним при всем народе. Приготовил он тюфяк и отправился к богдо. Много друзей представляются святейшему. Сидит богдо на своем сидении и принимает народ. Шестнадцатилетний Будамшу даа взял тюфяк и заходит к богдо. — Прошу Вас чуть приподняться, я хочу подложить Вам этот тюфяк, — говорит. Как только (богдо) чуть приподнялся, Будамшу даа подложил тюфяк и поприветствовал его. — Доброго здоровья!

Саран-Гэрэл

В давние времена жили старик со старухой. Была у них дочь Саран-Гэрэл, красавица из красавиц и умная. Однажды к ним приехал из далекого дацана богатый лама. Увидел он Саран-Гэрэл, очень она ему понравилась. Решил лама взять ее в жены. Долго, уговаривал он красавицу, но она наотрез отказалась. Не сумев уговорить девушку, лама дал ей отравленное лекарство, но Саран-Гэрэл отказалась пить его. Тогда лама тайком пришел к ним домой и насыпал отравы в еду. Девушка тяжело заболела. Родители ее, не зная о злом умысле ламы, повезли к нему лечить дочь.

Солнечный цветок

Когда-то давно жил один человек, по имени Наран-Гэрэлтэ. У этого человека была дочь невиданной красоты, по имени Наран Сэсэг — Солнечный цветок. Один тибетский лама решил сделать ее своей женой. Как он ни старался — и хитрил и обманывал, — не смог получить ее согласия. Тогда он решил напустить на нее болезнь, а потом сделать ее своей женой. Дождался он момента и напоил Наран Сэсэг отравленным лекарством. Когда заболела дочь, отец пригласил к себе домой того же тибетского ламу.

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Косуля и волк

аперла косуля своих козлят в сарае и наказала: — Милые детки, никому не отпирайте, а я вас так позову: «Деточки милые, отопритеся: на рогах травишка, в сосках молочишко». Ладно. Только косуля отошла, волк тут как тут...

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования